Акмолинская область
Енбекшильдерский район
ГУ «Донская средняя школа »
Тема доклада:
«Рекомендации для учителей при
включении детей с особыми потребностями
в образовательно-воспитательный процесс»
Докладчик:
директор ГУ «Донская средняя школа»
ЕРЖАНОВ БАУЫРЖАН СЕРИКОВИЧ
2017 год
(слайд 1,2,3)
Инклюзивное или включенное образование – термин,
используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в
общеобразовательных школах. В основу инклюзивного образования положена
идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает
равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих
особые образовательные потребности.
(слайд 4)
Инклюзивное образование старается
разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для
удовлетворения различных потребностей в обучении.
Идея инклюзивного образования действительно займет свое
место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами
учителей, станет составной частью их профессионального мышления.
Наукой
доказано, что, если в классе все дети примерно одинаковые, страдают и
отличники, и средние, и неуспевающие, у них не развивается критическое
мышление, задерживается развитие самоконтроля и объективной оценки. Короче
говоря, отличнику также необходим отстающий, как и отстающему необходим
отличник. Конечно, педагогам нелегко работать в разнородном классе, но
результаты того стоят - по мнению исследователей, корректируются даже серьезные
задержки в детском развитии. В инклюзивном классе будет слаживаться особый
этический фон учебно-воспитательного процесса: ведь педагогическое общение с
детьми будет проникнуто оптимизмом, уверенностью в том, что совместными
усилиями учителей, специалистов, сверстников, родителей, других взрослых,
участвующих в процессе инклюзивного образования, все дети получат равные
возможности и преодолеют возникающие у них трудности.
(слайд 5)
Учитель - «золотое сечение» инклюзии,
главное условие успешной реализации инклюзивных принципов и их воплощение в
педагогическую практику. В его работу входит проведение учебных
занятий, праздников, экскурсий.
Каждая
из форм имеет свою структуру, методику проведения, целевые установки, но есть и
определенные моменты, которые относятся к разряду методических и
образовательных требований, необходимых к выполнению педагогом, работающим в
интегративном классе. Тема урока или мероприятия, которая должна
соответствовать перспективному планированию педагога. Здесь необходимо
учитывать преемственность в работе, в отработке навыков и умений поведения
ребенка учителем, воспитателем, психологом, учителем-дефектологом, логопедом и
другими специалистами.
(слайд 6)
Любая
форма педагогического общения должна иметь четко определенные цели:
Образовательная должна решать задачи отработки
учебного программного материала, овладение детьми учебными знаниями, умениями и
навыками;
Воспитательная должна решать задачи отработки моделей
поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, формирования эмоций;
(слайд 7)
Коррекционно-развивающая - в классе есть ребенок с особыми
образовательными потребностями и обычные дети, поэтому коррекционная задача
должна четко ориентировать педагога на развитие способностей и возможностей
всех детей и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими
и психологическими приемами.
Изменение
структуры занятия, плана и логики; преемственность планов и последовательность
включения детей; упражнения по степени нарастающей сложности - условие
успешности всех учащихся, следовательно, и инклюзивного образования. В
конспекте урока (занятия) отдельно должен быть отражен план деятельности на
уроке (занятии) для ребенка с особыми образовательными потребностями. Учитель
может по-разному подходить к решению данной проблемы:
(слайд 8)
1.Составить
планирование отдельно - для всего класса и для ребенка с особыми
образовательными потребностями.
2.
Сделать общий план с включением в него блоков заданий для каждого
ребенка, нуждающегося в силу особенностей развития в индивидуальном подходе,
дополнительном внимании.
Формы
могут быть разные, главное - отразить в ходе урока (занятия) траекторию
деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями в классе детей
«нормы».
Каждый
этап занятия необходимо фиксировать, ориентируя учащихся на то, что они уже
сделали и что им предстоит еще сделать. Подведение итогов становится
своеобразным стимулом, побуждающим учащегося к включению во все более
усложняющуюся работу. Особенно этот аспект важен для ребенка с особыми
образовательными потребностями.
(слайд 9)
Методы
и приемы учителя -
это средства, при помощи которых он добивается решения задач урока или занятия.
Их следует умело отбирать и использовать. Комбинировать или менять средства и
методы нужно так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности учащихся,
чтобы менялся доминантный анализатор, чтобы во время работы было задействовано
как можно больше анализаторов - слух, зрение, моторика, память и логическое
мышление в процессе восприятия материала. Учет особенностей учащихся предполагает
соотнесение не только формы и содержания занятия, его методов и приемов
проведения, но и личностный, а не нормативный характер оценки достижений
ученика. Конечно, работая с детьми с ограниченными возможностями,
необходимо учитывать и их психологические особенности.
(слайд 10)
Хотелось
бы отметить моменты, на которые следует сделать акцент:
1. При чтении необходимо помочь ребенку открыть учебник, найти
нужную страницу, показать, где мы будем читать, во время чтения показать, где
мы читаем (дети не могут удерживать внимание).
Такие
моменты встречаются в любом классе, но в этом случае ребенок может, но не хочет
по каким-то причинам следить за ходом урока и заслуживает порицания.
В
инклюзивном классе дети просто не могут следить за ходом урока, поэтому им
необходима помощь.
2.В
ходе урока, приходится сокращать время на выполнение заданий (если это вопросы к тексту – то обсудить можно 3, 4
вопроса, текст тоже целесообразно прочитать не в полном объеме, так как дети
очень быстро устают).
3.При
ответах на вопросы, отвечающему необходимо дать немного больше времени на
обдумывание (реакция детей может быть замедленна)
4.Письменные
работы, тесты занимают гораздо больше времени (необходима помощь учителя –
найти тетрадь, открыть тетрадь ,найти ручку и т. д.)
(слайд 11)
Для детей ОВЗ нужно формулировать задание так:
1.Задание
должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.
2.Задание
должно быть кратким, конкретным, одним глаголом.
несколько
этапов.
4.При
формулировании заданий покажите конечный продукт (законченный текст, решение
математической задачи…)
5.Формулировать
задание, стойте рядом с ребенком.
6.Давайте
возможность ребенку закончить начатое дело.
(слайд 12)
Чтоб
правильно оценить ребенка, можно предложить учитывать, такие аспекты:
1.Старайтесь
отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.
2.Не
обращайте внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины.
3.Будьте
готовы к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.
4.Придумайте
какое-то «особое» слово, после произнесения вами которого ребенок поймет, что
поступает не должным образом.
5.Используйте
промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.
6.Разрешайте
ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем
учитывать отметку за переделанную работу).
7.Используйте
систему оценки: зачет-незачет, когда речь идет об оценке роста и развития
ребенка.
Если «особому» ребенку трудно отвечать перед всем классом, то
ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе. Работа в
группах позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей.
(слайд 13)
С
приходом в общеобразовательную школу детей с особыми образовательными
потребностями преподаватели стали осознавать важность общения с каждым ребенком
как с личностью. Педагоги занимающееся специальным образованием признают, что
система общего образования зарекомендовала себя как эффективная для учащихся с
ограниченными возможностями. Учителя общеобразовательных школ, в свою очередь,
обращаются к системе специального образования в поисках новых методик,
позволяющих улучшить результаты обучающихся с особыми потребностями.
(слайд 14)
Особо
следует сказать о психологии общения в ходе занятия, стиле общения. Здесь
следует учитывать: соотношение побуждений учащихся к деятельности и
принуждения. Обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе,
доверии). Сегодня становится понятным, что в развитии инклюзивного образования
большую роль играет человеческий фактор, то есть формируется «идеальный
педагог». Который содержит в себе такую характеристику: профессиональное
мастерство, такт педагога, креативность, гибкость мышления и это только самое
малое, чем должен обладать учитель.
(слайд 15)
Учитель
- основное действующее лицо, но один учитель в классе, в котором учится ребенок
с ОВЗ, не может создать необходимые условия для обучения и развития. Важнейшее
условие - наличие команды специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающую
работу: учитель-дефектолог, психолог, логопед и другие специалисты. Именно эта
единая команда и осуществляет модификацию организации образовательной среды
ребенка в соответствии с реальными возможностями ребенка, то есть создание
индивидуального учебного плана и разработку индивидуальной образовательной
программы ребенка с особыми образовательными потребностями.
(слайд 16)
В общеобразовательных школах, реализующих инклюзивное
образование, занятия должны проводиться с
применением индивидуальных подходов к обучению детей с особыми образовательными
потребностями.
(слайд 17)
Учитель физической культуры должен учитывать нарушение опорно-двигательного аппарата,
обращать внимание на общую и мелкую моторику, в то же время планировать
специальные упражнения для укрепления здровья и физического развития детей с
ограниченными возможностями. Также при проведении уроков нужно учитывать
особенности детей с нарушениями слуха и зрения(команды давать
более громко и четко, демонстрировать показ действия и т.п.), а также
организовывать ЛФК.
(слайд
18)
Богатый опыт учителей коррекционных школ
– источник методической помощи инклюзии, взаимодействие с общественными организациями, работа с родителями,
работа учителей в команде, совместная внеклассная работа - вот несколько
способов, которые помогают педагогам лучше подстраиваться под интересы и нужды
детей, способствовать тому, чтобы дети с ОВЗ
и инвалидностью получали необходимые услуги и поддержку.
(слайд 19)
Обычный учитель может быть успешен при
условии, если:
·
он достаточно гибок,
·
ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы
·
он уважает индивидуальные различия
·
он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива
·
он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе
·
он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде.
Практика
эффективности инклюзивного образования показывает, что дело не в месте, а в
самом участии и практике сотрудничества. Каждый получает знания в разных
местах, и традиционный класс - только одно из этих мест. Есть еще библиотека,
лаборатории, компьютерные классы, игровые площадки, спортзал, школьный двор и
др. Неважно, где находятся ученики, главное, чтобы они находились среди
сверстников. Иногда для учебы нужно, чтобы ученик был со всем классом, иногда -
в небольшой группе, а иногда - даже наедине с учителем. Инклюзивный класс - это
место, где обучающиеся с инвалидностью и
без инвалидности находятся в атмосфере доброжелательности, справедливости и
терпимости.
(слайд
20)
В заключении хотелось
бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для
успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в
общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир
«особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными
усилиями.